Отдых на Алтае, Активные туры на Алтай, детский отдых на Алтае, детская империя туризма, детский лагерь Алтай, сплавы в Горном Алтае, велосипедные туры на АлтайОтдых на Алтае, Активные туры на Алтай, детский отдых на Алтае, детская империя туризма, детский лагерь Алтай, сплавы в Горном Алтае, велосипедные туры на Алтай
Отдых на Алтае, туризм на Алтае, активные туры на Алтае

Отзывы
Полезные ссылки
Фотовыставка Александра Проваторова
Главная arrow Наши экспедиции arrow Долина Актру (пешеходный маршрут)
Долина Актру (пешеходный маршрут)
Путешествие по долине Актру относится к числу самых удивительных и незабываемых туров по Алтаю. Выбирая этот маршрут, вы можете восхититься сменяющимися пейзажами от ландшафтов Курайской степи до величественных ледников Северо-Чуйского хребта. Вы проведете незабываемые дни в этой горно-ледниковой долине, наполненной силой гор и живительной энергетикой.
Общая продолжительность: 8 дней 7 ночей.

МАРШРУТ

1 день Выезд из Барнаула на двух машинах. Наша команда состояла из 26 человек, включая психолога Ксюшу, учителя и гида Колю и А.А. Проваторова – нашего руководителя. Мы были не знакомы друг с другом, поэтому всем хотелось пообщаться, узнать каждого. Общение с новыми людьми всегда интересно. Но уже с первого дня не было стеснения, проблемы «о чем поговорить». Пока мы ждали обед – горячих пирожков с картошкой, замерзли все, но унывали мы не долго. Друг за другом, дружным «паровозиком» отправились мы в далекий путь – вокруг машины. Бегом, вприпрыжку, повторяя движения друг друга. Представляю удивление Александра Алексеевича, который сидел в джипе и наблюдал картину бегущих вокруг него людей, кричащих что-то веселое и непонятное. Но все это было не важно. Главное – мы познакомились и подружились.

Наконец, мы приехали на базу «Алтайская Одиссея», где нас ждали уютные домики. Нужно было отдохнуть перед нашим невиданным ранее путешествием, никто из участников не был на Актру.

2 день Дорога, дорога…

Переезд до села Курай длился около 5 часов. Зато пообедали мы в национальном кафе «Чуй-Оозы», где можно попробовать местные блюда и приобрести сувениры. Внутри висела одна очень интересная картина, на которой изображены горы, обладающие лицами людей (выступающие скалы – это нос и рот). Каково же было удивление, когда, выйдя на улицу, мы увидели эти горы, обладающие каждая своим нравом.
Мы ехали торговому пути – Чуйскому тракту, который сам является достопримечательностью. Нам особо запомнился небольшой мостик через Чую. Оказывается, по этому старому, никому не известному проекту, был построен знаменитый американский мост, ставший символом Америки. А судьба создателя моста в Горном Алтае была очень трагичной, его работу не приняли и не оценили по достоинству.
В Курайских и Чуйских степях встречаются многочисленные археологические памятники: курганы, каменные оградки, памятники тюркских народов. Наиболее известны наскальные рисунки – петроглифы, в урочище Калбак-Таш на Чуйском тракте. Они представляют собой фантастическое зрелище – «вырезанные» в камне изображения животных, людей, сцены охоты, орудия и т.д. Сначала кажется, что созданы они совсем недавно, так искусно вырезаны они в камне. Самым интересным рисунком нам показалась «постмодернистская фигура леопарда». Зверь изображен в полный рост, только повернут на 180°, так что не с первого взгляда отличишь где туловище, а где голова.
Кажется, что после поездки прошло совсем немного времени, но уже не помнишь, как ехали, что именно говорили, но ощущение и эмоции остаются на всю жизнь.
Далее мы доехали до каменного изваяния «Каменной Бабы» и возмущенные ее названием, послушали историю его возникновения. Коля оказался необычайно интересным экскурсоводом, так что вроде бы и сухой учебный материал показался таким захватывающим!
Наконец-то мы добрались до с. Курай, где остановились на ночлег в алтайской гостинице. Путь вперед через Северо-Чуйский хребет нас ждал непростой, и идти ночью по горным тропам может быть весьма опасно.
Но несмотря на усталость, веселые песни под гитару и «новые алтайские танцы» в исполении Дины, Насти и меня подняли настроение всем ребятам.

3 день - Пересекая Курайскую котловину (1700 м над у.м.), достигаем Северо-Чуйского хребта – древнего моренного вала, представляющего собой восточную часть северной цепи Центрального Алтая. Подъем вдоль ущелья Актру (около 2000 м) осуществлялся пешком по перевалу. Солнеяный свет оказался столь ярким, что слепил глаза, сразу стали обгорать нос и щеки, пришлось мазать их двойным слоем солнцезащитного крема. Не добрались мы даже до перевала, как все стали по-немногу переодеваться. И вот, мы уже идем в футболках, окруженные заснеженными горами. Раньше видела на фотографиях путников, бредущих в горах без теплой одежды, и все удивлялась: «как им не холодно?». Теперь поняла. Нам всем было очень жарко.
Первый подъем – самый трудный. Всем хотелось пить, но много воды нельзя, только по 3 глотка, иначе идти будет тяжелее. И оскорбинка с леденцами не помогали.

Впервые попробовала снег. Он оказался самым вкусным «блюдом» в моей жизни. Ощущение незабываемое, он был сладковатый и очень вкусный!
Все время подъем. Скоро мы вышли на широкую долину, конца которой не было видно за горизонтом. Наверное, из-за двухдневной дороги у нас «новое» дыхание открылось: мы шли быстро в приподнятом настроении – скоро доберемся! Пересекаем бескрайнюю ледниковую долину, где нас ожидало достойное вознаграждение – проживание в деревянных домиках в альпийском центре «Актру» (контрольно-спасательной службе). База находится среди гор, окруженная хвойным лесом. Об этих домиках следует сказать особо. Уютные помещения, печка и самая дружная компания – что еще нужно туристу!
Ребята клевые, не соскучишься. «Камчатка рулит!» - ключевая фраза нашего похода. Домик назывался Камчаткой.
«А давайте придумаем песню про Камчатку?» - так мы сочинили свой маленький гимн. Выходишь из домика и прямо перед собой видишь огромные горы, скалы, причудливые формы, острые пики.

4 день – Лучше гор могут быть только горы!

Собрав маленький общий рюкзак с продуктами мы отправились в путь. Восхождение на перевал «Учитель». Лезем все выше и выше по крутому склону, боясь назад оглянуться. Мальчишки тропили, мы шли в ногу нашим героям, поэтому ноги уставали не сильно, главное, надо было справиться с «дыханием». Решили немного отдохнуть, оборачиваемся. А внизу виднеются темные точки – деревья, а домики и подавно не видно.
«А как спускаться-то?»
«Не волнуйся, мы на вершине жить останемся». Тропа серебристой лентой увела нас вверх на 3150м.
Но, взобравшись, мы забыли обо всем. Удивительные пейзажи, очень сложно подобрать слова, чтобы выразить свое восхищение. Чтобы представить, надо это почувствовать, пережить самому.

«Нависшие скалы, грозящие рухнуть на голову, окружали нас. С трудом переводя дух, взобрался на вершину и задрожал от восторга!.. Вдали, подобно океану, блистали вечные льды, меж которых, теряясь в светлом голубоватом тоне неба, зубчатыми великанами поднимались горы» - С. А. Майер, первый художник, увидевший горы Алтая.
Чистый горный воздух, величественные скалы и огромные пространства, хребты, уходящие вдаль, речка, светящаяся где-то вдалеке маленькой змейкой. Хочется охватить все это сразу, потрогать руками. Кажется, что ты видишь весь Алтай, но это лишь маленькая часть его поразительной красоты. Восхищаешься здешними пейзажами и чувствуешь энергетику и непревзойденную силу этих могучих непоколебимых гор.
Вечером, после отдыха, нам предстояло необычное задание, где пришлось употребить весь свой талант, который открылся у каждого. Разделившись на команды, мы рассказывали легенды, ставили сценки, поклонялись золотому слитку, который оказался банкой тушенки и играли на гитаре.
Простые песни, простые люди, искренние, каких редко встретишь в жизни.

5 день – Навстречу Солнцу и приключениям.

Удивительная экскурсия на «Голубое озеро» ( 2900 м ) вдоль реки Актру. Взбирались мимо «Бараньих лбов». Первые лучи солнца открыли живописный и потрясающий вид на всю долину.
В этот день я столкнулась с небольшой, но смешной неприятностью. Забыв убрать обувь с печки, наутро я обнаружила потекшую подошву и ее смесь с керамической плиткой. Хорошо, что у каждого была вторая пара обуви. Это и спасло.
Рядом с озером находится меленький домик – хижина гляциологов, в которой мы согрелись и набрались сил на обратный путь.
На обратном пути мы спустились к леднику. Никогда не видела в своей жизни ничего подобного. Лед был в самых необычных проявлениях.

Лед – зеленоватый, синий, голубой, блестящий. Поднимаемся выше. Лед – прозрачный темно-синий, гладкий как зеркало. Ледовые кружева, игольчатые и острые. Ледовые монолиты, покрытые паутиной пыли.
«Вода – скульптор, точит лед, вырезая ледовые ребра и формируя щербинистую, ноздреватую, словно кожа рептилий, поверхность стен. Вода пропитывает рваные клочья снега. Вода истончает снег, превращая его в ажурные каплющие цветы»
А вечером – снова занятие «Рассказ о своей малой родине». Оказалось, что только 3 человека родились в Барнауле, поэтому мы узналеи о достопримечательностях городов и районов всей Сибири.
И самая радостная часть любого похода – разговор за кружкой душистого чая. Всем хотелось поделится впечатлениями, своими эмоциями и переживаниями.
Мы – это команда. Вместе, друзья. Значит все общее: и чувства, и радость, и тревоги.

6 день – Интересные занятия на леднике Малый Актру, работа в «кошках». Особенно экстремальным оказалось катание на карематах навстречу ветру и бушующей стихии.
Мы – туристы, все немного ненормальные. Риск, опасности – вот настоящая жизнь! Хорошо, что все хорошо закончилось, но нельзя забывать о том, что жизнь – одна, и расстаться с ней в 18 лет – слишком несправедливо.
«Могучий лед, растекаясь грандиозными реками ледников, взметаясь белыми пиками, всегда находится во власти неба: горы заканчиваются, начинаются равнины, а небо всё длится и длится». И даже долины смотрятся крохотными рядом с эти всепоглощающим бирюзовым пространством.
В глубине ледник другой. Он – синий. И начинаешь понимать иллюзорность, проходимость солнца, тепла, света, жизни перед этим пластичным, текучим, холодным спокойствием.
Глядя на грандиозные стены обнажившегося льда, видя ледник изнутри, понимаешь, почему на Севере лёд считается одной из первичных стихий, сотворивших мир.

7 день – Мы обещаем вернуться!

Участники покидают ущелье Актру. Нам жаль расставаться с этим удивительным миром. Но приезжая сюда снова, открываешь все новые, ранее не увиденные красоты.
Рерих: « Алтай – жемчужина Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию».
8 день – Прибытие в Барнаул. По дороге мы посетили алтайский музей – юрту, где представлены национальные костюмы, утварь и искусство алтайских народов.
И в огонь, и в воду!
Вот и закончилось наше путешествие. Когда мы встретились, мы ничего не знали друг о друге, но поход сближает людей.
Что значит дружба? Это уверенность в том, что всегда найдется человек, готовый разделить с тобой глоток чистой воды. Когда ты знаешь, что если что-нибудь случится, то тебе помогут, поддержат в трудную минуту.

С «Алтайской Одиссеей» мы увидели Алтай, каким его даже не представляли – величественным и прекрасным, полным приключений и неизвестности. Золотой Алтай – это незабываемые красоты, когда хочется обхватить руками воздух и взлететь с самого высокого пика.
Не знаю, легко ли было ребятам в походе. Жить, общаться, раскрыться.
Постепенно время стирает краски трудностей восхождения, каких-либо событий. Остаются лишь маленькие детали, но из которых складывается наша жизнь.
Эти чувства, эти эмоции останутся о походе на Актру всегда. И неважно, сколько еще у нас будет командных походов, нот память о дружбе сохранит в сердце каждый.

Жди нас, Актру! И мы откроем много нового!